Объединение независимых
участников топливного рынка

Вступить в партнёрство Презентация партнёрства

Не успели российские розничные операторы отойти от ценового топливного шока, как НК «Роснефть» внесла предложение о переносе уплаты акцизов на нефтепродукты с НПЗ на АЗС. Хотя эта идея в общем то «с бородой» и уже имеет свою, совсем неположительную, историю…



В последнее время Министерство энергетики РФ и Министерство финансов РФ активизировали диалог с российскими ВИНКами относительно предложений по поддержке отечественной нефтепереработки. Толчком к этому послужило поручение премьер-министра РФ представить в правительство предложения по стимулированию дальнейшей модернизации НПЗ.


На фоне этого диалога в конце января т. г. прозвучала рекомендация главы НК «Роснефть» о возможности переноса уплаты акциза на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, с нефтеперерабатывающих заводов на АЗС.


Такая инициатива, по мнению многих экспертов, грозит банкротством независимых сетей АЗС, которые фактически будут оплачивать модернизацию НПЗ. Тогда как для ВИНКов поддержка данного предложения выгодна, в первую очередь, за счет отмены налоговых выплат с оптовых продаж нефтепродуктов.


Но также есть мнение, что такая «рокировка» акциза окажет позитивное влияние на весь топливный российский рынок.


«Справедливый» налог


Илья Мороз, генеральный директор НП «СПТР», считает, что предложение главы «Роснефти» о переносе уплаты акцизов с НПЗ на АЗС является не столько мерой поддержки российской нефтепереработки, сколько попыткой оказать позитивное влияние на экономику страны в целом.


Как объясняет г-н Мороз, ссылаясь на ФАС России, доля налогов в конечной цене литра автомобильного топлива составляет порядка 65%. При этом, в соответствии с первоначальным проектом большого налогового маневра, акциз на бензин и ДТ должен был снизиться для компенсации снижения экспортных пошлин. Однако в последние годы были проведены несколько повышений ставок акциза, которые обосновывались необходимостью финансирования дорожной инфраструктуры. «Собственно, это первая причина, почему уплату акциза следует перенести на АЗС. Если акцизы направляются на финансирование строительства и ремонта дорог, то резонно собирать их с топлива, потребляемого именно на дорогах, но не с топлива для тракторов, сеялок, уборочных машин, карьерной и горнодобывающей техники, дизельных электростанций, тепловозов, водного транспорта, - размышляет генеральный директор Партнерства. – Таким образом, снижение топливных издержек, в том числе за счет более справедливого обложения акцизами нефтепродуктов в зависимости от специфики их использования, будет позитивно воспринято бизнесом и поддержит рост российской экономики».


Второй причиной, из-за которой уплату акциза целесообразно перенести на АЗС, по мнению Ильи Мороза, является наличие двух странностей, связанных с этим налогом.


Первая странность – налог на добавленную стоимость начисляется на цену товара с акцизом, а это значит, что налог платится с налога. Несколько лет назад это было не так заметно, однако со ставкой акциза на бензин на уровне 11213 руб./т переплата за счет «двойного налогообложения» составляет 2018 руб./т. Вторая – акциз для покупателей нефтепродуктов возникает еще до момента производства товара на НПЗ. На биржевом рынке торгуются нефтепродукты с отгрузкой в течение 30 дней после заключения сделки, при этом цена товара включает акциз и НДС. Покупая бензин по цене на уровне 40000 руб./т, участник рынка авансирует из этой суммы примерно 13231 руб./т акциза с доначисленным на него НДС, а это примерно треть рыночной цены товара.


Как считает генеральный директор Партнерства, перенос уплаты акциза на АЗС будет позитивным для всех участников рынка. Для АЗС - это бесплатная кредитная линия, так как организация сможет покупать товар без акциза, продавать его уже с акцизом и затем в конце налогового периода уплачивать акциз в госбюджет.


«Применительно к текущей цене бензина на бирже и ставке акциза, оптовые и розничные трейдеры смогут либо, закупая тот же объем товара, сократить объем кредитной линии на треть, либо, сохранив объем кредитной линии, закупить на треть больше бензина. В результате, коммерческих запасов нефтепродуктов на российском рынке станет больше, что будет сглаживать ценовые колебания на рынке, - объясняет Илья Мороз. – Для сетей АЗС реализация этой инициативы в совокупности приведет к сокращению операционных издержек до 2 руб./л, что будет способствовать стабилизации розничных цен».


Что же касается мнения о трудностях с администрированием взимания акцизов на АЗС и с рисками ухода заправок от налогов, в СПТР уверяют – оно преувеличено. «Сейчас не 2003 год, кассовые аппараты стали онлайновыми, а, главное, россияне привыкли платить банковскими картами, потому что это удобно и сулит бонусы от банков и/или магазинов. В качестве позитивного примера можно привести 2013 год. Тогда независимые участники российского рынка самостоятельно импортировали автобензин из Беларуси. Покупая товар на беларусской бирже, компании предоставляли беларусской стороне банковские гарантии на сумму акциза — так продавец страховал себя от рисков неуплаты акциза российскими импортерами бензина и возможных претензий со стороны российских налоговиков. Этот пример показывает, что независимые участники рынка платят акцизы, и на рынке есть инструменты, которые позволяют контролировать риски недобросовестных действий контрагентов», - приводит доводы г-н Мороз.


Наконец, в СПТР уверены, что перенос уплаты акциза на АЗС будет способствовать более справедливому распределению налоговой нагрузки между сегментами топливного рынка и станет отправной точкой в диалоге об актуализации принципов ценообразования на российском рынке нефтепродуктов.


Не стоит горячиться


А вот в Российском топливном союзе к данной инициативе «Роснефти» отнеслись с осторожностью. Как объяснил Григорий Сергиенко, исполнительный директор РТС, идея не нова, и уже применялась практически с негативным результатом.
Немного истории…


Акцизы на нефтепродукты, как вид налога, законодательно введены с 01.01.2000 г. В период 2000-2002 гг. плательщиками акциза являлись производители нефтепродуктов – нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), и все суммы акцизов направлялись в федеральный бюджет России.


Но в 2002 году Федеральным Собранием РФ по предложению налоговых органов, активно поддержанных нефтяными компаниями, внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и введена новая возвратно-зачетная система взимания акцизов на нефтепродукты.


С 01.01.2003 г. плательщиками акциза являлись только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельства), выдаваемые налоговыми органами.
Свидетельства выдавались организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
• производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;
• оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;
• оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реализацию;
• розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию.


В случае осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем операций по оптовой или оптово-розничной реализации нефтепродуктов, произведенных ими из собственного сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов), либо полученных в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (в зависимости от осуществляемого вида деятельности), указанному лицу выдавалось свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово-розничную реализацию. При этом свидетельство на производство организациям и индивидуальным предпринимателям не выдавалось.


Свидетельство на оптово-розничную реализацию выдавалось при наличии в собственности организации или индивидуального предпринимателя мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок и/или при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью.


Свидетельство на розничную реализацию выдавалось при наличии в собственности организации или индивидуального предпринимателя мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей) и/или мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел.


Для получения свидетельства налогоплательщик обязан был предоставить в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства и сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей, а также копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности.


Ограничения по условиям отношения к собственности при выдаче свидетельств установлены НК РФ для обеспечения безусловного взыскания неуплаченных акцизов в судебном порядке за счет имущества неплательщика, а также борьбы с фирмами-однодневками. Однако с учетом установленных ограничений получение субъектами топливного рынка свидетельств в соответствии с НК РФ не являлось обязательным. Поэтому значительное количество действующих операторов топливного рынка в каждом регионе России, управляющих материальными активами для хранения и реализации нефтепродуктов на иных основаниях, кроме нахождения в собственности, не имели законных прав для получения в налоговых органах указанных свидетельств и, таким образом, не могли являться плательщиками акцизов.


Объектом акцизного налогообложения признавались операции по оприходованию (принятию к учету) организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов, а также получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.


…И что из этого вышло


Как рассказал Григорий Сергиенко, целью введенной возвратно-зачетной схемы взимания акцизов являлось безусловное выполнение обязательств по их уплате одним из держателей объемов поставляемых нефтепродуктов независимо от места нахождения этих объемов при движении от производителя к конечному потребителю. НК РФ законодательно регламентировал указанные взаимоотношения операторов рынка при поставке нефтепродуктов 2-мя возможными сценариями:
• взаимоотношение операторов рынка при наличии у них у всех свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами;
• взаимоотношение операторов рынка при отсутствии у части из них указанных свидетельств.


В первом случае начисление акциза производилось всеми участниками «торговой цепочки» после получения каждой партии нефтепродуктов, но непосредственную уплату производил конечный продавец (владелец АЗС), реализующий их потребителю, не имеющему свидетельства. Сумма акциза при этом указывалась в платежных документах отдельной строкой и не включалась в оплачиваемую стоимость нефтепродуктов. После уплаты акциза по конкретной партии нефтепродуктов, один экземпляр документов на нее с отметками налоговых органов возвращался конечным продавцом соответствующим поставщикам, которые на их основании производили вычеты из начисленных сумм акциза и, тем самым, снимали с себя обязательства по его уплате. Такая схема успешно реализовывалась в структуре нефтяной компании.


Во втором случае, при поставках нефтепродуктов оператору, не имеющему свидетельства, акциз уплачивался продавцом, а его сумма включалась в продажную цену и предъявлялась к оплате покупателю. Такая схема реализовывалась, преимущественно, во взаимоотношениях нефтяной компании и независимых владельцев АЗС.


Наличие возможности для создания двойственной ситуации, по мнению исполнительного директора РТС, позволяло держателям нефтепродуктов (нефтяным компаниям) выбирать региональные бюджеты для уплаты акцизов и, тем самым, диктовать условия его уплаты независимым розничным операторам топливного рынка, оказывая экономическое влияние на администрации регионов России.

«При предложении партий топлива по цене с уже включенным и уплаченным акцизом, независимые операторы рынка находились перед выбором: необходимостью вынужденного отказа от имеющегося свидетельства и снятия с себя обязательств по уплате акциза или повторного начисления акциза и его уплаты, что невозможно по условиям складывающейся конкурентной ценовой ситуации на региональных рынках», - объясняет Григорий Сергиенко.


С введением 01.01.2003 г. в действие возвратно-зачетной схемы взимания акцизов их плательщики перечисляли 40% от положенных сумм в федеральный бюджет и 60% - в консолидированные бюджеты субъектов РФ и закрытых административно-территориальных образований. Однако в течение 2003 года возникли существенные диспропорции в поступлении акцизов в региональные бюджеты по вине нефтяных компаний, действовавших в соответствии с представленными законодательством возможностями и своими приоритетами по выбору региона фактической уплаты акциза

.
«В результате введенной налоговой новации основная масса топливного акциза в конце 2003 года была сконцентрирована в бюджетах 10-12 регионов России, а остальные остались на «голодном пайке», - рассказывает г-н Сергиенко. – При этом владельцы региональных АЗС, вынужденно закупающие у нефтяных компаний оптовые партии топлива с уже уплаченным акцизом, подвергались совместному административному давлению региональных органов исполнительной власти и налоговых органов ввиду не поступления планируемых акцизных финансовых ресурсов в местные бюджеты».


Поэтому, Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 год» нормативы отчислений в 2004 году в консолидированные бюджеты субъектов РФ от уплаты акцизов, взимаемых согласно действующей возвратно-зачетной схеме, были кардинально изменены. А с 2005 года указанная схема взимания акцизов в целом была признана ошибочной, обязанность же по их уплате была опять возложена на производителей моторного топлива – НПЗ.


Дефекты рынка


В Российском топливном союзе считают, что возврат к идее переноса уплаты топливных акцизов с НПЗ на АЗС понятен исходя из финансово-экономических обоснований нефтяных компаний, вынужденных за счет своих оборотных средств частично авансировать уплату акцизов в госбюджет за произведенные объемы топлива. Не менее важна и проблема эффективного администрирования данного вида налога, являющаяся основой для возражения налоговых органов относительно возврата предлагаемой схемы его взимания.
По мнению Григория Сергиенко, при возросших в разы суммах акцизных поступлений (последовательный рост самих акцизных индексов наряду с ростом объемов производимого топлива) в дефицитные федеральный и региональные госбюджеты, первостепенную важность приобретает эффективность его администрирования, что, несомненно, легче обеспечить с нескольких десятков производителей (НПЗ), чем с нескольких десятков тысяч реализаторов (АЗС), даже при нынешних достижениях в развитии отечественной электронно-фискальной системы, а также имеющемся профессионализме и эффективности налоговой службы. Наряду с этим, значительные объемы нефтепродуктов, поставляемых производителями в рамках государственного заказа, реализуются не через АЗС.


Но все же основная угроза для независимого розничного топливного рынка от переноса уплаты акциза сопряжена с несовершенством конкурентного построения как самого топливного рынка, так и систем оптового и розничного ценообразования на нем. «В условиях, когда АЗС для нефтяной компании является всего лишь каналом сбыта без цели извлечения прибыли, в противовес коммерческому смыслу деятельности независимой АЗС, ставить потенциальную возможность уплаты акциза в зависимость от доходности розничных продаж, по крайней мере, опрометчиво, поскольку в условиях нулевой или даже отрицательной торговой наценки своевременная и в нормативном объеме уплата топливного акциза может быть не обеспечена даже при тотальном налоговом контроле», - резюмирует исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко.


Министерства не поддерживают


Стоит отметить, что и Минэнерго, и Минфин оперативно отреагировали на предложение главы «Роснефти» о переносе акциза с НПЗ на АЗС единодушным «нет». В ведомствах предостерегают от принятия данного предложения, объясняя, что такая инициатива приведет к существенному увеличению числа налогоплательщиков, что усложнит администрирование, а также к повышению вероятности роста цен на топливо.


При этом министерства представили свои предложения по стимулированию модернизации НПЗ. Так, Минфин выступает за введение новых акцизов, стимулирующих производство российскими НПЗ светлых нефтепродуктов и их техническое перевооружение, и за отмену к началу 2019 года экспортной пошлины на нефть. Тогда как Минэнерго предлагает стимулировать модернизацию НПЗ за счет так называемых обратных акцизов, т.е. фактического возврата НПЗ, инвестирующим в модернизацию, части акциза на нефть, если те производят нефтепродукты, реализуемые на территории РФ. Данные инициативы, каждая по своему, имеют свои плюсы и минусы, и на данный момент обсуждаются.

Источник: Современная АЗС