Объединение независимых
участников топливного рынка

Вступить в партнёрство Презентация партнёрства

В начале марта текущего года Некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам» обратилось в столичное Управление ФАС России с заявлением о наличии в действиях ПАО «НК «Роснефть» признаков нарушения ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В частности, в СПТР отметили разный порядок формирования цен при реализации топлива на бирже неограниченному кругу лиц и по внебиржевым прямым договорам поставки в адрес дочерних обществ «Роснефти» и третьих лиц, где во втором случае не учитывается способ транспортировки топлива. Следует отметить, что проблемы биржевой торговли трубопроводными партиями нефтепродуктов уже не единожды были озвучены Партнерством, в том числе и в конце января с. г. на заседании Биржевого комитета ФАС России. Как утверждает генеральный директор НП «СПТР» Илья Мороз, ВИНКи искусственно ограничивают биржевые продажи трубопроводных партий дизельного топлива, создавая тем самым необоснованные преимущества для собственных сбытовых предприятий…


Генеральный директор НП «СПТР» Илья Мороз в конце января выступил на заседании Биржевого комитета ФАС России с презентацией, посвященной биржевой торговле. Согласно данным, во втором полугодии 2017 года объем торгов трубопроводными партиями дизтоплива резко снизился по сравнению с первым полугодием. «Газпром газэнергосеть» по итогам года сократила продажи трубопроводных партий дизтоплива Салаватского НПЗ почти на 50 тыс. т, а прирост реализации топлива другими продавцами не компенсировал потерю объема ГЭС.


«В трубу» задорого


Снижение объемов реализации трубопроводных партий дизтоплива в последние месяцы привело к росту стоимости трубного товара относительно железнодорожных партий на тех НПЗ, где продукт реализуется обоими способами отгрузки.


Так, за январь 2018 года «Роснефть» продала с Уфимской группы НПЗ 27,1 тыс. т ж/д партий межсезонного дизтоплива, средняя цена товара составила 38669 руб./т, и 2,7 тыс. т трубных партий уфимского ДТЛ на ЛПДС Черкассы по средней цене 40407 руб./т, трубный товар оказался на 1738 руб. дороже железнодорожного.


С Рязанской НПК «Роснефть» в январе реализовала 6,6 тыс. т ж/д партий межсезонного дизтоплива по средней цене 40800 руб./т, и 1,2 тыс. т трубного ДТЛ по средней цене 41630 руб./т, трубный товар был дороже железнодорожного на 830 руб..


С Самарской группы НПЗ «Роснефть» продала за январь 24,31 тыс. т ж/д партий межсезонного дизтоплива по средней цене 39323 руб./т, и 2,3 тыс. т трубных партий топлива по средней цене 40963 руб./т, трубный товар оказался на 1640 руб. дороже железнодорожного.
Учитывая микроскопические объемы реализации дизтоплива «в трубу», неудивительно, что премия для трубных объемов к цене ж/д партий товара в среднем за январь составила от 830 до 1738 руб. для указанных выше НПЗ.


«Нерыночный» ценник


Как отметил Илья Мороз, вопреки годами тянущейся дискуссии о трубных продажах, «Газпром нефть» так и не приступила к реализации на бирже трубопроводных партий автобензина и дизтоплива производства Московского НПЗ. В результате ценообразование на трубопроводные партии нефтепродуктов внутри ВИНК нельзя назвать рыночным.


«Газпром нефть» не просто не торгует на СПбМТСБ трубопроводными партиями нефтепродуктов производства Московского НПЗ – на бирже даже нет таких торговых инструментов.


Следовательно, если сбытовые предприятия закупают нефтепродукты у материнской компании по биржевым ценам, то московское отделение «Газпромнефть-Региональные продажи» (ГПН-РП) должно покупать трубные партии товара Московского НПЗ по ценам ж/д партий с учетом трубного тарифа от Московского НПЗ до Володарской ЛПДС.


В таблице «Индексы «Володарка» для «Газпром нефти»» приведены среднемесячные значения нескольких параметров:
• во-первых, это среднемесячная биржевая цена трубопроводных партий ДТ, приведенная к Володарской ЛПДС через тарифы «Транснефти». В расчетах учитывался товар на базисах Рязанской НПК, Самарской группы НПЗ, ЛПДС Салават и ЛПДС Черкассы;
• во-вторых, в следующем столбце дана среднемесячная биржевая цена ж/д партий дизтоплива производства Московского НПЗ с трубопроводным тарифом до Володарской ЛПДС. Кроме того, рассчитана разница между этими показателями.


Согласно результатам расчетов, в последние месяцы сбытовое предприятие «Газпром нефти» имело возможность закупать трубопроводные партии дизтоплива производства Московского НПЗ у головной компании примерно на 1000 руб. дешевле, чем приведенные к Володарской ЛПДС биржевые цены трубопроводных партий дизтоплива.


«Мы не регуляторы и не можем утверждать, но политика «Газпром нефти» очень похожа на недобросовестную конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением. Головная компания и ее сбытовое предприятие эксплуатируют эксклюзивную возможность прокачки нефтепродуктов по трубе с Московского НПЗ на Володарку. За счет этого «сбыт» закупает дизтопливо существенно дешевле альтернатив, что вредит конкуренции на региональном рынке и закрепляет монопольное положение сбытового предприятия компании», - рассказал Илья Мороз, добавив, что в действиях ВИНК усматриваются возможные нарушения и налогового законодательства, и несоблюдение нефтяными компаниями их торговых политик.


Стандарт «индпошива»


По данным участников рынка, формулировка «сбытовые предприятия ВИНК получают нефтепродукты от материнских компаний по биржевым ценам» применительно к трубопроводным партиям топлив имеет весьма специфическую трактовку. Если нефтяная компания продает дизельное топливо с отгрузкой по ж/д и по трубе, то при формировании закупочной цены для сбытового предприятия берется средневзвешенное значение цены на железнодорожные и трубопроводные партии товара. За счет этого эффективно размывается высокая цена трубопроводных партий, и сбытовые предприятия ВИНК покупают у материнских компаний трубопроводные партии дизтоплива по ценам, очень близким к стоимости ж/д партий.


К примеру, по мнению генерального директора «Солид-Право» Юлии Васильевой (компания анализировала торговые политики ВИНК для НП «СПТР»), Стандарт «Роснефти» фактически закрепляет разный порядок формирования цен при реализации нефтяной компанией топлива на бирже неограниченному кругу лиц и по внебиржевым прямым договорам поставки в адрес дочерних обществ «Роснефти» и третьих лиц.


Цена топлива по внебиржевым прямым договорам поставки рассчитывается путем применения средневзвешенных значений ценовых индикаторов без разделения сделок по ним, исходя из способов доставки топлива (железнодорожным или трубопроводным транспортом). Вместе с тем, способ транспортировки топлива, как показывает рыночная практика, существенно влияет на его цену, формируемую на биржевых торгах.


С учетом объемов и цен реализации летнего и межсезонного дизельного топлива производства Самарской группы НПЗ на биржевых торгах с 1 по 7 февраля 2018 года и торговой политики «Роснефти», нефтяная компания имела возможность продавать своим дочерним обществам по внебиржевым договорам поставки трубопроводные партии летнего дизельного топлива производства Самарской группы НПЗ по цене 39557,51 руб./т (исходя из средневзвешенного ценового индикатора).


Сбытовые предприятия «Роснефти» имели возможность приобрести трубопроводные партии ДТ производства Самарской группы НПЗ на 1674,69 руб./т дешевле, чем независимые покупатели, которые закупали этот же товар в ходе торгов на СПбМТСБ с 1 по 7 февраля.
«Таким образом, установленный Стандартом порядок приводит к экономически и технологически не обоснованному установлению разных цен на одно и то же топливо, а также к получению дочерними обществами «Роснефти» необоснованной выгоды за счет приобретения топлива по прямым договорам поставки у головной компании», - подытожила Юлия Васильева.


«Всё – в дом»


Основываясь на заключении компании «Солид-Право», а также детально проанализировав биржевые цены на трубопроводные и железнодорожные партии дизтоплива и мелкооптовые цены на основных ЛПДС Центральной России, НП «СПТР» в первых числах марта обратилось в Управление ФАС РФ по г. Москве с заявлением о наличии в действиях ПАО «НК «Роснефть» признаков нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». В частности, Партнерство обращает внимание, что ПАО «НК «Роснефть» совместно со своими дочерними обществами (предприятиями нефтепродуктообеспечения), входящими с компанией в одну группу лиц, признаются субъектами, занимающими доминирующее положение на внутреннем оптовом и мелкооптовом рынке продаж нефтепродуктов (топлива).
В документе НП «СПТР» детально проанализировало Стандарт ПАО «НК «Роснефть» «Общие принципы ценообразования и порядок реализации моторного топлива на внутреннем рынке Российской Федерации» № П1-02.07 С-0022, в соответствии с которым производится реализация моторного топлива. И пришло к выводу, что действия ПАО «НК «Роснефть» в рамках данного Стандарта нарушают ряд требований, установленных ФЗ «О защите конкуренции».


Во-первых, положениями ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:
 установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
 экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.


Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.


В «СПТР» отмечают, что исходя из положений п. 3 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» и Разъяснений Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства» реализация ПАО «НК «Роснефть» топлива на СПбМТСБ и по прямым внебиржевым договорам поставки признается реализацией топлива на сопоставимых товарных рынках. Указанные товарные рынки сопоставимы по условия обращения топлива, составу продавцов и покупателей, государственному регулированию, а также одинаковы по условиям регулирования налогообложения по сделкам.


В ходе торгов на СПбМТСБ в секции «Нефтепродукты» цена формируется путем проведения двухстороннего встречного аукциона, в ходе которого участники торгов выставляют заявки на покупку и продажу биржевого товара. Следовательно, стоимость топлива, продаваемого на бирже, формируется в условиях конкуренции.


Поскольку цена, формируемая для предприятий нефтепродуктообеспечения ПАО «НК «Роснефть» с учетом расходов на доставку трубопроводным транспортом, ниже цены топлива с сопоставимыми условиями доставки на бирже, то действия ПАО «НК «Роснефть» по установлению монопольно низкой цены для дочерних обществ приводит к злоупотреблению доминирующим положением, к нарушению конкуренции и к необоснованному установлению разных цен на одно и то же топливо, считают в Партнерстве.
В-третьих, приобретение предприятиями нефтепродуктообеспечения ПАО «НК «Роснефть» топлива по монопольно низкой цене ведет к нарушению и ограничению конкуренции на региональных рынках мелкооптовых продаж, к созданию недобросовестной конкуренции со стороны дочерних обществ ПАО «НК «Роснефть» и к ущемлению интересов продавцов топлива, не являющихся предприятиями нефтепродуктообеспечения ПАО «НК «Роснефть».


В соответствии с пп. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.


Так, ПАО «НК «Роснефть» на февраль 2018 запланировала транспортировку трубопроводным транспортом с Самарской группы НПЗ в Брянскую область в адрес дочернего общества (пункт назначения – РБ Брянск) 11,55 тыс. тонн топлива дизельного Евро, летнего, сорта С, экологический класс К5 (ДТ-Л-К5) . Исходя из средневзвешенной биржевой цены 39 557,51 руб./т., стоимость этого товара по внебиржевому договору могла составить 456 889 240 руб. На биржевых торгах стоимость этого товара могла составить примерно 476 229 600 руб., что на 19,34 млн. руб. дороже оценочной стоимости товара по внебиржевому договору. При этом у независимых участников рынка отсутствовала возможность закупки 11,55 тыс. тонн дизельного топлива с поставкой по системе «Транснефти» в ходе биржевых торгов, так как с 01 по 07 февраля 2018 «Роснефть» продала с Самарской группы НПЗ только 0,9 тыс. тонн топлива.


Возбудить и устранить


На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 10, положениями Главы 9 ФЗ «О защите конкуренции», НП «СПТР» в своем заявлении просит возбудить в отношении ПАО «НК «Роснефть» дело о нарушении антимонопольного законодательства. А также выдать в отношении компании предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в Стандарт ПАО «НК «Роснефть» в части правил формирования цены моторного топлива при его реализации по прямым договорам поставки в адрес дочерних обществ исходя из цены моторного топлива при его реализации на бирже неограниченному кругу лиц с учетом следующего:
- цена топлива, транспортируемого трубопроводным транспортом, не может быть ниже либо превышать средние ценовые индикаторы за период ее установления в 7 календарных дней, по сделкам, совершаемым на бирже по продаже аналогичного топлива путем доставки трубопроводным транспортом;
- цена топлива, транспортируемого железнодорожным транспортом, не может быть ниже либо превышать средние ценовые индикаторы за период ее установления в 7 календарных дней, по сделкам, совершаемым на бирже по продаже аналогичного топлива путем доставки железнодорожным транспортом.


В НП «СПТР» надеются, что ведомство при вынесении решения примет во внимание изложенные в заявлении факты.
Помимо этого, Партнерство планирует направить соответствующую жалобу и в Федеральную налоговую службу.

Источник: Современная АЗС