Генеральный директор НП «СПТР» Илья Мороз в конце января выступил на заседании Биржевого комитета в ФАС России с презентацией, посвященной биржевой торговле трубопроводными партиями нефтепродуктов. А в ближайшее время Партнерство намерено обратиться в ФАС России с жалобой на действия нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают биржевые продажи трубопроводных партий дизельного топлива и тем самым создают необоснованные преимущества для собственных сбытовых предприятий.
Во втором полугодии 2017 года объем торгов трубопроводными партиями дизтоплива резко снизился в сравнении с первым полугодием. «Газпром газэнергосеть» по итогам года сократила продажи трубопроводных партий дизтоплива Салаватского НПЗ почти на 50 тыс. т, а прирост реализации топлива другими продавцами не компенсировал потерю объема ГЭС.
Снижение объемов реализации трубопроводных партий дизтоплива в последние месяцы привело к росту стоимости трубного товара относительно железнодорожных партий на тех НПЗ, где продукт реализуется обоими способами отгрузки.
Так, за январь 2018 года «Роснефть» продала с Уфимской группы НПЗ 27,1 тыс. т ж/д партий межсезонного дизтоплива, средняя цена товара составила 38669 ₽/т, и 2,7 тыс. т трубных партий уфимского ДТЛ на ЛПДС Черкассы по средней цене 40407 ₽/т, трубный товар оказался на 1738 ₽ дороже железнодорожного.
С Рязанской НПК «Роснефть» в январе реализовала 6,6 тыс. т ж/д партий межсезонного дизтоплива по средней цене 40800 ₽/т, и 1,2 тыс. т трубного ДТЛ по средней цене 41630 ₽/т, трубный товар был дороже железнодорожного на 830 ₽.
С Самарской группы НПЗ «Роснефть» продала за январь 24,31 тыс. т ж/д партий межсезонного дизтоплива по средней цене 39323 ₽/т, и 2,3 тыс. т трубных партий топлива по средней цене 40963 ₽/т, трубный товар оказался на 1640 ₽ дороже железнодорожного.
Учитывая микроскопические объемы реализации дизтоплива «в трубу», неудивительно, что премия для трубных объемов к цене ж/д партий товара в среднем за январь составила от 830 до 1738 ₽ для указанных выше НПЗ.
Вопреки годами тянущейся дискуссии о трубных продажах, «Газпром нефть» так и не приступила к реализации на бирже трубопроводных партий автобензина и дизтоплива производства Московского НПЗ, отметил в своем выступлении Илья Мороз.
В результате ценообразование на трубопроводные партии нефтепродуктов внутри ВИНК нельзя назвать рыночным, полагают в НП «СПТР».
«По Московскому НПЗ вообще нет биржевых индикаторов цен на трубопроводные партии нефтепродуктов. Это значит, что сбытовое предприятие „Газпром нефти“ получает товар на Володарке по ценам ж/д партий, которые сейчас существенно дешевле в сравнении со стоимостью трубных партий. Мы усматриваем в этом возможные нарушения и налогового законодательства, и несоблюдение нефтяными компаниями их торговых политик»,
По данным участников рынка, формулировка «сбытовые предприятия ВИНК получают нефтепродукты от материнских компаний по биржевым ценам» применительно к трубопроводным партиям топлив имеет весьма специфическую трактовку.
Если нефтяная компания продает дизельное топливо с отгрузкой по ж/д и по трубе, то при формировании закупочной цены для сбытового предприятия берется средневзвешенное значение цены на железнодорожные и трубопроводные партии товара. За счет этого эффективно размывается высокая цена трубопроводных партий, и сбытовые предприятия ВИНК покупают у материнских компаний трубопроводные партии дизтоплива по ценам, очень близким к стоимости ж/д партий.
«Партнерство детально проанализировало биржевые цены на трубопроводные и железнодорожные партии дизтоплива и мелкооптовые цены на основных ЛПДС Центральной России и приняло решение направить жалобы в ФАС России и Федеральную налоговую службу»,
По мнению генерального директора «Солид-Право» Юлии Васильевой (компания анализировала торговые политики ВИНК для НП «СПТР»), Стандарт «Роснефти» фактически закрепляет разный порядок формирования цен при реализации нефтяной компанией топлива на бирже неограниченному кругу лиц и по внебиржевым прямым договорам поставки в адрес дочерних обществ «Роснефти» и третьих лиц.
Цена топлива по внебиржевым прямым договорам поставки рассчитывается путем применения средневзвешенных значений ценовых индикаторов без разделения сделок по ним исходя из способов доставки топлива (железнодорожным или трубопроводным транспортом). Вместе с тем способ транспортировки топлива, как показывает рыночная практика, существенно влияет на его цену, формируемую на биржевых торгах.
С учетом объемов и цен реализации летнего и межсезонного дизельного топлива производства Самарской группы НПЗ на биржевых торгах с 1 по 7 февраля 2018 года и торговой политики «Роснефти», нефтяная компания имела возможность продавать своим дочерним обществам по внебиржевым договорам поставки трубопроводные партии летнего дизельного топлива производства Самарской группы НПЗ по цене 39557,51 ₽/т (исходя из средневзвешенного ценового индикатора).
Сбытовые предприятия «Роснефти» имели возможность приобрести трубопроводные партии дизтоплива производства Самарской группы НПЗ на 1674,69 ₽/т дешевле, чем независимые покупатели, которые закупали этот же товар в ходе торгов на СПбМТСБ с 1 по 7 февраля.
Таким образом, установленный Стандартом порядок приводит к экономически и технологически не обоснованному установлению разных цен на одно и то же топливо, а также к получению дочерними обществами «Роснефти» необоснованной выгоды за счет приобретения топлива по прямым договорам поставки у головной компании, делает вывод Юлия Васильева, гендиректор компании «Солид-Право».
Основываясь на заключении компании «Солид-Право», НП «СПТР» считает необходимым детализировать торговые политики нефтяных компаний и учитывать способ транспортировки товара при расчете внебиржевых цен. В этом случае сбытовые предприятия ВИНК будут закупать трубопроводные партии дизтоплива у материнских компаний по биржевым ценам трубного ДТ.
Второй достойный для разбора пример — формирование внебиржевых цен на трубопроводные партии нефтепродуктов Московского НПЗ, по которым «Газпром нефть» реализует товар собственному сбытовому предприятию «Газпромнефть-Региональные продажи».
«Газпром нефть» не просто не торгует на СПбМТСБ трубопроводными партиями нефтепродуктов производства Московского НПЗ — на бирже даже нет таких торговых инструментов.
Следовательно, если сбытовые предприятия закупают нефтепродукты у материнской компании по биржевым ценам, то московское отделение ГПН-РП должно покупать трубные партии товара Московского НПЗ по ценам ж/д партий с учетом трубного тарифа от Московского НПЗ до Володарской ЛПДС.
В таблице Индексы «Володарка» для «Газпром нефти» приведены среднемесячные значения нескольких параметров.
Во-первых, это среднемесячная биржевая цена трубопроводных партий дизельного, приведенная к Володарской ЛПДС через тарифы «Транснефти». В расчетах учитывался товар на базисах Рязанской НПК, Самарской группы НПЗ, ЛПДС Салават и ЛПДС Черкассы.
Во-вторых, в следующем столбце дана среднемесячная биржевая цена ж/д партий дизтоплива производства Московского НПЗ с трубопроводным тарифом до Володарской ЛПДС. Кроме того, рассчитана разница между этими показателями.
Согласно результатам расчетов, в последние месяцы сбытовое предприятие «Газпром нефти» имело возможность закупать трубопроводные партии дизтоплива производства Московского НПЗ у головной компании примерно на 1000 ₽ дешевле, чем приведенные к Володарской ЛПДС биржевые цены трубопроводных партий дизтоплива.
«Мы не регуляторы и не можем утверждать, но политика „Газпром нефти“ очень похожа на недобросовестную конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением. Головная компания и ее сбытовое предприятие эксплуатируют эксклюзивную возможность прокачки нефтепродуктов по трубе с Московского НПЗ на Володарку. За счет этого „сбыт“ закупает дизтопливо существенно дешевле альтернатив, что вредит конкуренции на региональном рынке и закрепляет монопольное положение сбытового предприятия компании», .