С точки зрения сложившегося баланса спроса и предложения на рынке, существенный рост цен на бензины и дизтопливо в ближайшее время действительно вряд ли возможен.
В декабре 2017 года и в январе 2018-го на торгах СПбМТСБ было реализовано почти 1,52 млн т автобензина всеми продавцами и всеми способами отгрузки товара. За декабрь 2016 года и январь 2017-го на торгах было продано 1,22 млн т автобензина — меньше на 300 тыс. т.
Рост продаж произошел вопреки рекордному дисконту к экспортному паритету на внутреннем рынке. Так, в ноябре 2017 года индекс netback для бензина Регуляр-92, Европа, составил 47745 ₽/т, а биржевой индекс СПбМТСБ для этого же товара — 42986 ₽/т, дисконт внутреннего рынка к экспортному паритету оценивался в 4760 ₽/т.
В январе 2018 года индекс netback был на уровне 49015 ₽/т, биржевой индекс — 39533 ₽/т, в результате дисконт к экспортному паритету вырос почти до 9500 ₽/т.
Среди ключевых доминирующих продавцов реализацию бензинов на бирже существенно увеличили «Роснефть» и «Газпром газэнергосеть».
На Биржевом комитете в прошлую среду представитель «Роснефти» сказал, что компания продала на СПбМТСБ при- мерно 50% от январской выработки автобензина. Это похоже на правду, учитывая, насколько сильно компания увеличила реализацию товара в декабре–январе .
Первый интересный вывод из этой истории в том, что предложение НП «СПТР» о целесообразности вывода на биржевой рынок свыше 50% от внутреннего потребления моторных топлив де-факто воплотили в жизнь ФАС России и «Роснефть».
Ранее, когда эта тема активно обсуждалась на заседаниях Биржевого комитета, ФАС России, все нефтяные компании и даже Российский топливный союз выступили против инициативы НП «СПТР». Та же «Роснефть» указывала, что для существенного увеличения объемов реализации моторных топлив на биржевых торгах ей придется снимать товар с внебиржевого сегмента. А представители РТС обвиняли трейдерское сообщество в лоббировании собственных интересов.
В декабре–январе, как мы видим, к инициативе НП «СПТР» прислушались и воспользовались этой идеей, чтобы вернуть биржевые цены на бензины с исторических максимумов на уровни, комфортные для розничных продавцов нефтепродук- тов.
Второй вывод, еще более важный, заключается в том, что ситуация осени 2017 года доказывает монопольный характер ценообразования и диктование цен нефтяными компаниями покупателям товара на бирже в тот период. Действующие нормативы биржевых продаж нефтепродуктов фактически легализовали монопольно высокие цены на бирже.
Пока нефтяные компании продавали на СПбМТСБ минимальные объемы бензинов, формально ничего не нарушая, цены обновляли годовые и исторические максимумы. Как только предложение бензинов выросло, цены вернулись на уровни, адекватные существующему на внутреннем рынке спросу и позволяющие зарабатывать розничным продавцам топлива.
Для закрепления позитивной ситуации на рынке, которая сложилась в декабре–январе, необходимо существенно повысить нормативы биржевых продаж моторных топлив — до 50% от поставок на внутренний рынок.