Объединение независимых
участников топливного рынка

Вступить в Партнёрство Презентация Партнёрства

http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/61244/epis...


Стране предрекают новый топливный кризис. Иначе говоря, дальнейшее повышение цен на бензин и дизтопливо. Способствовать ему, по словам экономистов, будут изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января.

Акцизы на моторное топливо с 1 января 2019 года вырастут на 2,7–3,7 тыс. рублей, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, акцизы будут восстановлены в тех объёмах, которые планировались с 1 июля этого года. Этим летом власти решили снизить акцизы вместо запланированного повышения, чтобы стабилизовать стоимость бензина. В январе-мае цены на бензин подскочили на 7,7%, что в разы больше инфляции. После принятых мер рост цен на бензин удалось остановить, и они даже слегка снизились. Не спровоцирует ли повышение акцизов новый виток роста цен на бензин?
В Российском топливном союзе и эксперты ранее уже забили тревогу: новый скачок цен на бензин может произойти даже раньше – уже этой осенью. Для этого есть ряд предпосылок.
Во-первых, на фоне введения новых санкций происходит девальвация рубля, которая приводит к сокращению поставок топлива на внутренний рынок. Отправлять на экспорт намного выгодней, чем нефтяники и пользуются.
Во-вторых, оптовая цена на моторное топливо на бирже за несколько недель августа выросла почти на 8%, что произошло впервые с момента весеннего скачка цен.
Третий фактор – ремонты НПЗ этой осенью. Например, с 8 сентября на 45 суток уходит на ремонт Ангарская нефтехимическая компания.
Иначе говоря, если не повысить экспортные пошлины на бензин, то уже осенью случится вторая волна топливного кризиса, предупредили эксперты. Удорожание топлива ощущают на себе в целом все население и бизнес. Из-за роста транспортных расходов растут цены на все товары и услуги, подогревая инфляцию в целом. Потерять низкую инфляцию, за которую так долго бился Банк России, было бы непростительной стратегической ошибкой.
Однако в ФАС пока не видят никакой опасности. На сегодняшний день ситуация с обеспечением топливом стабильная, говорится в сообщении Федеральной антимонопольной службы. Так, валовая маржинальность АЗС показывает положительную динамику к уровню конца мая 2018 года, отмечает служба. Значит, финансовое положение заправочных станций улучшается, и они могут обойтись без повышения цен на бензин. Более того, подтверждена возможность и готовность российских нефтяников переориентировать часть экспортных объёмов бензина на внутренний рынок.
Ситуацию на рынке анализирует генеральный директор компании "Совет по товарным рынкам" Илья Викторович Мороз.
Насколько обоснованы такие прогнозы и при каких именно условиях они будут реализованы? Какой сценарий вам кажется ближе: повышение цен на топливо всё-таки осенью или с 1 января 2019 года? Насколько правительство сможет сдержать рост цен на топливо?
И. Мороз: Абсолютно очевидно, что если растёт налоговая нагрузка, то цена на нефтепродукты должна вырасти. Абсолютно очевидно, если экспортная альтернатива на 10-15 тысяч рублей за тонну интереснее для нефтяников, и они, конечно, всеми правдами и неправдами будут стремиться увезти нефтепродукты на экспорт. Чиновники могут сказать, что нет, у нас очень мало бензина едет на экспорт, не будет ничего подобного, мы запретим, но уедут тогда компоненты, из которых делают бензин. Есть огромная масса лазеек. И это как сообщающиеся сосуды, заслонку поставить очень и очень тяжело. Товар поедет туда, где ему выгодно. Так устроен рынок. Так было всегда и так будет всегда.
Кроме того, монетарная политика властей и внешняя конъюнктура способствуют тому, что рубль выглядит всё-таки довольно слабым. Не очень похоже, что в среднесрочной перспективе эта тенденция поменяется.
Поэтому все факторы, которые у нас на сегодняшний день присутствуют, говорят о том, что цены на нефтепродукты обязаны вырасти. Другого не дано.
Правительство говорит, что оно будет внимательно отслеживать ситуацию и не допустит скачка. Но никто в правительстве не говорит, что оно не допустит роста цен на бензин. Говорят только про скачок цен. Значит, цены на бензин на внутреннем рынке будут потихонечку сравниваться с ценами на внешнем рынке. Всё говорит о том, что, наверное, так оно и будет.
Дмитрий Казак сегодня говорит, что правительство не допустит скачка цен на топливо на АЗС. Минэнерго также не видит риска роста цен на топливо с 1 января 2019 года из-за роста цен, акцизов и НДС. Об этом заявил министр энергетики Александр Новак. Ну а если не повысить экспортные пошлины на бензин, уже осенью может случиться вторая волна топливного кризиса?
И. Мороз: Очень может быть. Но я связан по рукам и ногам политикой ФАС, которая запрещает комментировать и предсказывать какое-то изменение цены на нефтепродукты, поэтому сейчас все эксперты и профучастники с очень серьёзной оглядкой комментируют ситуацию. Можно говорить о предпосылках, о том, что есть предпосылки к тому, что цены вырастут. И об этих предпосылках мы и говорим, а выводы пусть делает каждый для себя сам.
Я считаю, что существует базовый закон спроса и предложения. Если товара на рынке мало, то цена на него растёт. А у нас есть предпосылки, что заводы в осенний сезон встанут на ремонт и товар будет стремиться уйти с российского внутреннего рынка на экспорт. Соответственно, есть все предпосылки для того, чтобы предложение товара снизилось. Государство в лице вице-премьера говорит, что оно не допустит скачка цен, будут приняты меры. Какие могут быть приняты меры? На сегодняшний день я не знаю ни одного человека, а я занимаюсь нефтепродуктами профессионально, и наше сообщество участников рынка, в нём случайных людей нет, у них по 20 лет опыт работы на этом рынке, кто бы понял, как этот демпфер будет работать и каким образом этот демпфер позволит выжить независимой рознице, которая уже сегодня на грани выживания. А что будет с ней после повышения налоговой нагрузки и с введением налогового манёвра? Все ждут, что будет ещё тяжелее. Предпосылок к тому, что цены на топливо снизятся и будет полегче, пока нет.

Источник: РАДИО РОССИИ