Данное решение направлено на формирование равнодоступных условий для деятельности всех участников товарного рынка – как доминирующих компаний – производителей нефтепродуктов, так и независимых участников товарного рынка и конечных потребителей, являющихся в том числе участниками биржевых торгов.
Мы по-прежнему призываем других участников товарного рынка последовать примеру членов НП «СПТР», что повысит прозрачность биржевой торговли.
НП «СПТР» в целом позитивно оценивает происходящие изменения в сфере регулирования биржевого рынка, которые повысили ответственность и дисциплину участников биржевых торгов, создали предпосылки для снижения спекулятивности.
В то же время мы считаем необходимым подчеркнуть, что принятые изменения носят в основном дисциплинарный и ограничивающий характер, а ряд предложений, инициированный независимыми участниками рынка и направленный на дальнейшее развитие биржевой торговли, остался пока без должного внимания и учтен в происходящих изменениях правил лишь частично.
НП «СПТР» выражает уверенность, что текущая ситуация на бирже является достаточно ярким подтверждением отсутствия влияния профессиональных участников рынка на «разгон» биржевых цен.
Так, в декабре 2018 года на СПбМТСБ было реализовано без малого около миллиона тонн автобензинов, что привело к существенному падению цен на бензин, достигшему минимальной цены за весь 2018 год. Однако в течение нескольких торговых дней января 2019 года цены на бензин выросли на 15%, причем рост НДС и акцизов не является основной составляющей данного подорожания.
Ключевой причиной роста цен является сокращение объемов реализации топлива на СПбМТСБ, составившее более 30% относительно сопоставимого периода в декабре 2018 г. Это и стало основной причиной роста котировок при том, что участники рынка, прекратившие продажи на базисах НПЗ и использование автоматизированных систем подачи заявок, продолжают придерживаться взятых на себя ограничений.
В связи с этим НП «СПТР» единственным действенным инструментом борьбы с ростом цен считает повышение нормативов биржевой реализации автобензинов до 20% от производства, дизельного топлива – до 10% от производства.