Некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам» считает необходимым отметить, что рост цен на топливо в последние месяцы является прогнозируемым результатом комбинации ряда факторов, которыми являются ремонты на ряде российских НПЗ, традиционный рост спроса на топливо в весенне-летний сезон, а также фактор долговременного искусственного удержания уровня оптовых цен на необоснованно низком уровне, что в том числе и стало следствием резкого роста цен.
В настоящее время ФАС России принимаются дополнительные меры по поддержанию стабильности рынка, которые уже продемонстрировали свою эффективность. Рекомендации регуляторов доминирующим компаниям-производителям снизить объемы экспорта и перенаправить топливо на реализацию на внутреннем рынке в рамках биржевых торгов уже привели к общему снижению биржевых цен и удержанию их в состоянии равновесия. НП «СПТР» надеется на последовательность регулятора в действиях по стабилизации ситуации на топливном рынке и дальнейшие шаги по стимулированию насыщения нефтепродуктового рынка товаром, что непосредственным образом повлияет на биржевые цены в сторону их снижения.
Со своей стороны, НП «СПТР» предлагает регуляторам рассмотреть ряд дополнительных мер, которые повысят эффективность предпринимаемых ФАС действий.
Так, СПТР предлагает ввести на розничном рынке так называемое формульное ценообразование, предусматривающее привязку цены в розничном сегменте к региональным биржевым индексам, что позволит, путем насыщения биржевого рынка товаром, воздействовать на розничные цены в сторону их снижения.
При создании формульной зависимости цен на АЗС от региональных биржевых индексов отсутствует необходимость ручного регулирования розничных цен и появляется возможность регулирования их за счет воздействия на биржевые индексы рыночными и фискальными методами – за счет реализации дополнительных объемов нефтепродуктов на бирже при наступлении сезонов повышенного спроса или при резких изменениях внешнеэкономической конъюнктуры, а также за счет введения «плавающей» ставки акцизов на моторные топлива.
Кроме того, необходимо произвести доработку формул механизма демпфера, увеличив составляющую нетбэка на 3-5%, что повысит маржинальность перерабатывающих заводов и снизит отпускные цены на НПЗ, а также предусмотреть введение в формулы демпфера коэффициентов, позволяющих учитывать не только макроэкономические параметры, но и специфику внутреннего рынка нефтепродуктов (например, сезонные факторы). Подобные изменения позволят отказаться от ручного регулирования цен на АЗС и приведут к ситуации, когда регулирование ценовых соотношений нетбэк/биржа напрямую будет влиять на цены на АЗС в сторону их уменьшения.
С точки зрения фискальных корректировок эксперты СПТР предлагают ФАС и Минфину рассмотреть возможность введения плавающего акциза, что позволит регуляторам получить действенный и при этом оперативно настраиваемый в зависимости от экономической и ценовой конъюнктуры инструмент, способный эффективно влиять на уровни цен на внебиржевом рынке и в розничном сегменте.
НП «СПТР» поддерживает позицию ФАС России и АО СПбМТСБ касательно увеличения нормативов реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, предлагая в качестве одного из вариантов реализации этой меры использовать дифференцированный подход, предусматривающий применение увеличенных норм реализации топлив на бирже в моменты роста цен – например, в сезоны высокого спроса или периоды ремонтов на НПЗ.
Кроме того, члены НП «СПТР», руководствуясь решением, принятым в ноябре 2018 года, подтверждают свою приверженность позиции о прекращении вторичных перепродаж на базисах НПЗ.
Источник: НП "Совет по товарным рынкам"