Новая редакция Совместного приказа зарегистрирована Минюстом

Минюст зарегистрировал новую редакцию Совместного приказа ФАС и Минэнерго «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов». Копия документа в среду 15 апреля была опубликована на официальном сайте regulation.ru, согласно регистрационному штампу, документ был зарегистрирован 9 апреля.

Совместный приказ вводит минимальный объем биржевых продаж СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта на уровне 5%. Однако основной новацией документа стало такое требование к биржевым торгам, как наличие дополнительной торговой сессии, в которой должны заключаться адресные сделки по средневзвешенной цене, сформированной в ходе первой торговой сессии.

«Заложенная в Совместный приказ модель рынка будет жизнеспособной только при условии постоянного давления ФАС», - полагает гендиректор НП «СПТР» Александр Гудков. По его словам, представители ФАС не раз заявляли, что цель антимонопольной службы на рынке нефтепродуктов – обеспечить формирование рыночной цены в ходе биржевых торгов и заставить доминирующие компании использовать эту цену при расчетах с аффилированными компаниями. Видимо, изначально в Совместный приказ закладывалась именно эта концепция: в ходе основной торговой сессии на открытом рынке формируется конкурентная цена, а в ходе дополнительной торговой сессии ВИНКи продают по ней топливо своим сбытовым структурам. Однако в итоговой редакции Совместного приказа отсутствует запрет для доминирующих компаний продавать топливо аффилированным компаниям в течение основной торговой сессии, равно как и обязанность доминирующих компаний продавать топливо своим сбытовым структурам в рамках дополнительной сессии.  Это вполне объяснимо, так как введение подобных ограничений противоречит Гражданскому Кодексу. В результате Совместный приказ предлагает модель рынка, которая будет требовать постоянного ручного управления со стороны ФАС, - полагает глава НП «СПТР».

НП «СПТР» принимало участие в работе над проектом Совместного приказа. В частности, Партнерство указало на недопустимость введения запрета на кросс-сделки одного участника торгов, так как это парализует брокерскую деятельность. Одновременно Партнерство предложило не учитывать сделки по встречным заявкам одного участника торгов при расчете минимального объема биржевых продаж.  Эти предложения были учтены при подготовке итоговой редакции документа.

          Партнерство также предлагало исключить из расчета минимального объема биржевых продаж сделки доминирующих компаний с аффилированными структурами (сделки, заключаемые внутри группы лиц). Это предложение было трансформировано регуляторами в дополнительную торговую сессию.