Независимые трейдеры пожаловались в ФАС на ЛУКОЙЛ

Независимые торговые компании обратились в ФАС с просьбой пресечь дискриминацию независимых участников топливного рынка, осуществляемую ЛУКОЙЛом. Обращение в ФАС подписали «Уфаойл», «Солид-товарные рынки», «Алгоритм Топливный Интегратор» (участники НП «СПТР»), а также Воронежская топливная компания, и Тюменский топливный союз (члены Российского Топливного Союза).

Компании указали на недобросовестную практику биржевой торговли ЛУКОЙЛа. Компания ЛУКОЙЛ сбалансирована по объему производства и розничной реализации бензина и не заинтересована в продаже топлива независимым компаниям. Одновременно, ЛУКОЙЛ, являясь монополистом, обязан соблюдать требования Совместного приказа ФАС и Минэнерго о минимальном объеме биржевых продаж. Чтобы исключить продажу топлива на бирже независимым контрагентам, ЛУКОЙЛ продает 10% бензина на бирже на 3-4 тысячи руб./т дороже рыночной цены. Покупателями при этом выступают сбытовые структуры ЛУКОЙЛа, которые приобретают остальные 90% топлива вне биржи по цене ниже рынка. В результате экономика компании не меняется, однако независимые участники лишаются возможности приобрести на бирже топливо ЛУКОЙЛа.

НП «СПТР» неоднократно обращало внимание регуляторов на подобные злоупотребления. В начале 2014 года детали используемой ЛУКОЙЛом схемы были доведены до ФАС, Минэнерго и ЦБ. В апреле 2014 года ФАС направило ЛУКОЙЛу предупреждение о необходимости прекращения подобной практики. Это предупреждение было фактически проигнорировано ЛУКОЙЛом, указавшим, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. При этом ЛУКОЙЛ прекратил использование подобной схемы и в течение нескольких месяцев продавал нефтепродукты по рыночным ценам.

С января 2015 года ЛУКОЙЛ вернулся к использованию недобросовестных практик биржевой торговли,  в результате чего НП «СПТР» 13 февраля 2015 года направило в ФАС еще одно обращение с просьбой пресечь недобросовестную практику биржевой торговли. Однако, как уже упоминалось, в действиях ЛУКОЙЛа не содержится прямого нарушения антимонопольного законодательства, поэтому для начала антимонопольного расследования и для корректировки законодательной базы ФАС необходимо было получить обращение не от общественной организации, а непосредственно от участников рынка, подвергшихся дискриминации со стороны монополиста. НП «СПТР» и РТС приняли участие в подготовке подобного обращения.